В.Г. Свинухов. «Таможенное дело»
Однако помимо фискальной функции таможенная стоимость является также основой для контроля за репатриацией валютной выручки и вывозом средств в уплату за импортируемые товары. С этой точки зрения актуальной становится проблема не только умышленного уменьшения декларируемой таможенной стоимости, но и ее завышения. Оно позволяет незаконно и бесконтрольно вывозить капиталы за рубеж, повышая реальную стоимостную оценку импортируемого товара и, следовательно, отправляя за пределы Российской Федерации большую, чем следует по сделке, денежную сумму.
Российские филиалы иностранных фирм, а также расположенные в России совместные предприятия могут умышленно завышать стоимость ввозимых в Российскую Федерацию сырья, материалов, комплектующих, используемых при производстве товаров на территории нашей страны, тем самым снижая налогооблагаемую базу, т.е. в итоге способствуя уменьшению поступлений в бюджет.
Тем не менее занижение таможенной стоимости также представляет собой серьезную проблему не только с точки зрения фискальной функции ее определения, но и в связи с экономической сущностью данной нетарифной меры регулирования ВЭД. Так, при экспорте товаров занижение таможенной стоимости, так же как и в предыдущем случае, ведет к незаконному вывозу денежных средств с территории России, так как часть реально полученной экспортной выручки не репатриируется из-за границы. Кроме того, занижение таможенной стоимости при вывозе товаров может повлечь за собой применение санкций против Российской Федерации, в частности антидемпинговых и компенсационных пошлин, если стоимость ввозимых товаров окажется ниже их стоимости внутри страны.
У данной проблемы есть и еще один аспект. Вывоз товаров по заниженной стоимости может вызвать их дефицит на российском рынке, что повлечет за собой повышение внутренних цен и может сделать данные товары труднодоступными для российского потребителя.
Таким образом, становится очевидно, что правильное определение таможенной стоимости важно не только и не столько для взимания должных сумм платежей в бюджет, но и в целях валютного и экспортного контроля, защиты российских интересов на международной арене, т.е. для обеспечения экономической безопасности и стабилизации страны в целом.
Следовательно, в целях защиты экономических интересов Российской Федерации необходимо правильно определять таможенную стоимость товаров, не допуская манипуляций с нею ни в сторону завышения, ни в сторону занижения.
Как говорилось ранее, для правильного определения таможенной стоимости товаров разработаны шесть методов. Однако в настоящее время используются практически только два из них: первый и шестой. Такая ситуация уменьшает возможность наиболее точного определения действительной таможенной стоимости товара, что, соответственно, снижает эффективность деятельности таможенных органов. Существует ряд случаев, в которых не может быть применен первый метод определения таможенной стоимости товаров, как-то: отличный от купли-продажи характер коммерческой сделки, наличие зависимости между экспортером и импортером и т.д. Так как в последнее время имеет место тенденция к увеличению числа подобных сделок, в которых таможенная стоимость не может быть определена первым методом, в распоряжении декларанта и сотрудника таможенных органов остается лишь шестой метод. Проанализируем ситуацию, при которой второй, третий, четвертый и пятый методы практически не используются на практике.
Схожие по своим принципам и логике применения методы по ценам сделок с идентичными или однородными товарами используются в крайне редких случаях из-за отсутствия полной и достоверной информации о таких сделках. Это связано с тем, что к сделкам, которые берутся за основу, предъявляется ряд требований и получить информацию о сделках, полностью им удовлетворяющих, в современных условиях трудно и не всегда возможно.
Для решения этой проблемы нужно создавать единую базу данных, содержащую сведения о товарах, пересекающих таможенную границу Российской Федерации. Это позволит централизованно отслеживать информацию о стоимости, условиях поставки и иных сведениях, касающихся перемещения товаров через таможенную границу страны. Так как в настоящее время разрабатывается Единая автоматизированная информационная система таможенных органов России (далее — ЕАИС), вполне возможно, что предлагаемая база данных будет входить в состав ЕАИС.
Сложность в применении метода на основе вычитания стоимости состоит в недостаточной информации. Для определения величины расходов, которые необходимо вычесть из внутренней цены товара, нужно владеть статистической информацией о средней величине этих расходов в данном регионе Российской Федерации. В настоящее время подобная информация практически отсутствует: статистические органы нашей страны мало занимаются сбором, обработкой и обобщением информации. Результаты, которые публикуются, зачастую не доходят до сотрудников таможенных органов. Такая ситуация значительно усложняет их работу по определению таможенной стоимости четвертым методом.
Таким образом, чтобы обеспечить возможность применения метода на основе вычитания стоимости, необходимо наладить взаимодействие таможенных статистических органов по сбору и анализу информации в Российской Федерации с целью предоставления всем заинтересованным лицам, в том числе декларантам и сотрудникам таможенных органов, полной и достоверной! информации о средней стоимости предоставляемых посреднических, транспортных, складских и т.п. услуг в данном регионе страны. Для этого будет целесообразно издавать специальные периодические статистические сборники для таможенных органов (в которых будут более подробно описаны стоимость каждого вида товаров и оказываемых услуг).
Метод на основе сложения стоимости оказывается трудноприменимым в практике таможенной деятельности, так как иностранный производитель не предоставляет в пользование декларанта калькуляцию себестоимости товара. Это связано с тем, что подобная информация чаше всего носит конфиденциальный характер и представляет собой коммерческую тайну.
<< [1] ... [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] ... [94] >>
|