ИСТОРИЯ
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

О.В. Молчанова, М.В. Коган. «Таможенное дело»

Таможенный кодекс РФ определяет виды таможенных режимов и платежей, порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств, статус таможенных органов, регулирует правоотношения между ними и юридическими и физическими лицами.

Кодекс состоит из 6 разделов, 42 глав и 439 статей и является законом прямого действия,, что позволяет непосредственно применять на практике его нормы, которые посвящены исключительно таможенному делу. Кодекс регламентирует прежде всего права и обязанности таможенных органов, а также лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу. По таможенному законодательству РФ российские участники ВЭД относятся к лицам, перемещающим товары и транспортные средства через таможенную границу. Соответственно в Кодекс не вошли положения, непосредственно не относящиеся к таможенному делу, например, административные правонарушения и производство по ним, таможенные преступления и порядок дознания по таким преступлениям.

Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 г. № 61-ФЗ вступил в силу с 1 января 2004 г. Данным Кодексом в таможенное дело РФ внесены следующие принципиальные нововведения:

— дано новое понятие таможенного дела;

— общее руководство таможенным делом отнесено к ведению Правительства РФ;

— по-новому приведена классификация таможенных режимов, введены их четыре основные группы: основные, экономические, завершающие, специальные;

— упрощен порядок заявления таможенного режима транзита, транзитные товары освобождены от уплаты таможенных пошлин и налогов, от применения к ним мер нетарифного регулирования;

— с 10 до 3 дней сокращен срок таможенного оформления товаров;

— предусмотрено широкое использование информационных технологий для передачи таможенным органам сведений электронным способом;

— нормы таможенного законодательства приведены в соответствие с нормами законодательства о налогах и сборах; законодательства о внешнеторговой деятельности; международного права.

С введением в действие Таможенного кодекса, принятого в 2003 г., решены такие принципиально важные задачи, как:

— приведение российского таможенного законодательства в соответствие с международными стандартами в этой сфере;

— упрощение и ускорение таможенных процедур;

— снижение административного фактора в регулировании товаропотока.

Особое значение для участников ВЭД имеет значительное упрощение и ускорение таможенных процедур, а также снижение административного давления на них со стороны таможенных органов и чиновников таможенной службы на основе:

— законодательного ограничения права требовать новые документы и сведения, в них содержащиеся, при таможенном оформлении на всех этапах от пересечения границы до выпуска товара в соответствии с заявленным таможенным режимом во внутренней таможне;

— ограничения времени таможенного оформления товара до трех дней со дня принятия таможенной декларации, а также со дня предъявления товара;

— установления в законе возможности выпуска товара до завершения таможенного оформления, применения специальных, упрощенных процедур таможенного оформления для отдельных лиц;

— введения в закон важнейшего принципа использования форм управления рисками при проведении таможенного контроля, что означает избирательность действий таможни на основе анализа рисков для определения товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих проверке, и степени такой проверки. Тем самым налицо решительный отказ от тотального таможенного контроля, который, с одной стороны, сдерживал движение товара, а с другой — способствовал коррупции в таможенных органах.

Закон «О таможенном тарифе» (действует с 1 июля 1993 г.) является одним из важнейших в блоке таможенно-тарифного регулирования. Он определяет структуру тарифа, устанавливает виды таможенных пошлин, порядок и методологию таможенного обложения, важнейшие торгово-экономические условия сделок и связанные с этим действия субъектов внешнеэкономической деятельности, тарифные льготы и преференции.

Таможенное дело тесно связано с международными отношениями.

Международные договоры и конвенции обладают приоритетом перед нормами внутреннего права, т.е. если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом РФ, то применяются правила международного договора.

В таможенном законодательстве используется целый ряд таможенно-правовых терминов. Рассмотрим отдельные ключевые понятия.

Основное понятие, характеризующее территориальные аспекты таможенного регулирования, — таможенная территория. Это территория, на которой в полном объеме действует таможенное законодательство данной страны.

1. Территория Российской Федерации составляет единую таможенную территорию Российской Федерации.

Таможенную территорию РФ составляют сухопутная территория России, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Сухопутная территория — вся суша, находящаяся в пределах границ РФ. К внутренним водам относятся прибрежные морские воды, воды рек, озер, портов, заливов, бухт, берега которых полностью принадлежат России. Территориальными водами признаются прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отсчитываемые от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах, принадлежащих РФ.

2. В состав таможенной территории могут также входить искусственные острова, установки и сооружения, находящиеся в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе России, при условии обладания над ними исключительной юрисдикцией.

3. На территории РФ могут находиться создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории России. Товары, помещенные на территории таких зон, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, за исключением законодательно установленных случаев.

В России идет процесс формирования своеобразного рынка корпоративных и финансовых услуг на базе льготных налоговых регионов. Его основной чертой является возможность зарегистрировать компанию, освобожденную от большей части налогов. Свободная таможенная зона — разновидность особой экономической зоны. В классическом международном понимании особая экономическая зона — это территория, исключаемая из действия обычного таможенного, налогового, а в некоторых случаях валютного и банковского законодательства. Особые экономические зоны в большей или меньшей степени отделены от национальной экономики и связаны с иностранными рынками. В настоящее время для таможенных целей статус особых экономических зон имеют Калининградская область и город Магадан.

<<   [1] [2] [3][ 4 ] [5] [6] [7] [8] [9] [10] ...  [81]  >> 


Контактная информация: e-mail: [email protected]   
Все о таможне