В.В. Макрусев, В.А. Черных. «Управление таможенным делом»
Профили риска — достаточно гибкий инструмент управления. Кроме профилей риска используются еще и ориентировки Ориентировки не предписывают обязательных действий инспектору, но содержат информацию. на которую следует обратить особое внимание при таможенном контроле и оформлении.
В настоящее время решение проблемных вопросов управления деятельностью таможенных органов на основе совершенствования системы управления рисками — наиболее значимо и перспективно. Примеры стран ЕС, США, Каналы, Австралии и др. убедительно демонстрируют эффективность реализации такого подхода. Наиболее актуальными вопросами в деле совершенствования системы управления рисками в таможенной службе России являются вопросы методического обеспечения. Здесь необходимо учитывать специфику российских условий. Наиболее ощутимые результаты в этом направлении достигнуты в ЮТУ, СЗТУ и ЦТУ.
РАЗДЕЛ IV. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ
ГЛАВА 17. СОДЕРЖАНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
17.1. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Среди всего многообразия проблем теории и практики управления главное место, безусловно, принадлежит комплексу вопросов, связанных с содержанием управленческой деятельности, с индивидуальной деятельностью руководителя. Подобно тому, как руководитель играет центральную и наиболее важную роль в любой организационной системе, так и изучение этой деятельности объективно выступает главной проблемой теории управления. От правильного, полного понимания сущности и содержания управленческой деятельности во многом зависит решение всех иных управленческих проблем, формирование адекватного общего представления о «науке управления».
Вместе с тем, изучение деятельности руководителя сопряжено с определенными трудностями.
Во-первых, деятельность руководителя объективно и неразрывно связана со всеми иными аспектами функционирования организации.
Следовательно, проблема управленческой деятельности также органично вплетена во все иные управленческие и организационные проблемы и вне их не может быть адекватно решена. Изучение управленческой деятельности выступает специфическим аспектом при рассмотрении всех существующих проблем управления. С одной стороны, это позитивно, так как управленческая деятельность исследуется в широком контексте, но с другой — неопределенность предмета и сферы изучения управленческой деятельности, ее «размытость» по иным разделам теории управления.
Во-вторых, проблема управленческой деятельности принадлежит к категории междисциплинарных научных проблем, т. е. является предметом исследования в целом комплексе дисциплин (менеджмента, социологии, экономики, инженерных наук и др.).
В-третьих, психологическое изучение управленческой деятельности наиболее затруднительно в научном плане, поскольку здесь предметом исследования является такая трудноуловимая, «неосязаемая» сфера, как психическая реальность. В настоящее время достаточно хорошо раскрыты и изучены внешние проявления управленческой деятельности, гораздо в меньшей степени — ее внутреннее содержание. Тем не менее, анализ внешней картины управленческой деятельности, хотя и является объективно необходимым этапом и условием ее познания, еще недостаточен для ее глубокого и всестороннего раскрытия. Отсюда вытекает фундаментальный принцип познания управленческой деятельности — требование сочетания анализа ее внешнего, объективированного содержания и ее внутреннего, имплицитного содержания.
Предметом изучения управленческой деятельности выступают компоненты, которые побуждают, направляют и регулируют трудовую активность субъекта и реализуют ее, а также свойства личности, через которые эта активность реализуется. Основными свойствами деятельности являются активность, осознаваемость, целенаправленность, предметность и системность ее строения. В основе любой деятельности всегда лежит какой-либо мотив (или несколько мотивов).
Деятельность предполагает два основных плана анализа — внешний (предметно-действенный) и внутренний (психологический). Анализ внешних характеристик деятельности осуществляется через понятия субъекта и объекта труда, предмета, средств и условий деятельности. Предмет труда — совокупность вещей, процессов, явлений, которыми субъект в процессе работы должен мысленно или практически оперировать. Средства труда — совокупность орудий, способных усилить возможности человека распознавать особенности предмета труда и воздействовать на него. Условия труда — система специальных, психологических и санитарно-гигиенических характеристик деятельности Внутренняя характеристика деятельности предполагает описание процессов и механизмов ее психической регуляции, ее структуры и содержания, операционных средств реализации.
Основными структурными компонентами деятельности являются такие образования, как цель, мотивация, информационная основа, принятие решения, план, программа, индивидуально-психологические свойства субъекта, психические процессы (когнитивные, эмоциональные, волевые), а также механизмы контроля, коррекции, произвольной регуляции и др.
Синтетическая природа управленческой деятельности обусловливает наличие у нее ряда основных психологических особенностей, Она характеризуется не прямой, а опосредованной связью с конечными результатами функционирования той или иной организации. Руководитель обычно непосредственно сам не только не участвует, но и не должен участвовать в создании конечных результатов. По данному признаку управленческая деятельность дифференцируется от исполнительской. Чем в большей степени управленческая деятельность концентрируется вокруг неисполнительских функций и освобождается от непосредственно исполнительского труда, тем выше ее эффективность.
<< [1] ... [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] ... [136] >>
|