В.В. Макрусев, В.А. Черных. «Управление таможенным делом»
Каждой из этих групп ставился набор критериев. Например, для того, чтобы товар был отнесен к группе риска, для этого достаточно выполнение одного из 4 критериев:
• объемы ввоза-вывоза обеспечивают поступление наибольших сумм платежей;
• высокие адвалорные ставки ввозных таможенных пошлин;
• установлены комбинированные или специфические ставки ввозных таможенных пошлин;
• объемы их ввоза по данным таможенной статистики России значительно меньше объемов их вывоза по данным таможенных статистик стран-контрагентов, а риск таможенных платежей проверяется по одному критерию — сумма таможенных платежей, подлежащих уплате, в расчете за единицу товара, менее установленной величины (графа 47 ГТД)
Как мы видим, эти критерии фактически устанавливали допустимые границы наблюдаемого показателя. Случай нарушения этих границ фиксировался как риск.
Таблица 16.4. Объекты анализа и управления рисками, группы рисков
Группа риска |
Объекты анализа и управления рисками |
Количество критериев |
А |
Товары риска |
4 |
Б |
Товары прикрытия |
5 |
В |
Страна происхождения товаров |
4 |
Г |
Контроль таможенного оформления товаров |
17 |
Д |
Таможенная стоимость товаров |
3 |
Е |
Таможенные платежи |
1 |
Ж |
Особенности внешнеторговой сделки |
10 |
Принимая во внимание определения, сгруппированные объекты анализа — это области риска, а перечень критериев — индикаторы риска. В этом документе представлен более конкретный и расширенный перечень (8 пунктов) объектов анализа. Этот перечень включает в себя не только товары, транспортные средства, деятельность участников ВЭД и результаты применения форм таможенного контроля, но и сведения, содержащиеся во всем пакете документов, представляемых для таможенного оформления, и (что важно!) — таможенные органы. Последнее обстоятельство прямо указывает б а то, что сами таможенные органы являются источниками рисков.
В более поздних документах информация об объектах риска (областях риска) и критериях их опенки (индикаторах риска) структурно представлена несколько иначе и в более уточненном виде. Отметим, что работа по этому «уточнению» является значительной частью и предметом постоянных и особых забот ответственных лиц, занимающихся развитием и совершенствованием СУР ТС РФ.
Основным подразделением, отвечающим за разработку и внедрение СУР ТС РФ. является Главное управление организации таможенного контроля ФТС России (ГУОТК). На уровне РТУ таким подразделением является отдел контроля и применения СУР (ОКиПСУР), а на уровне таможни — отдел применения СУР таможни (ОПСУР). Эти подразделения находятся в отношениях строгой соподчиненности.
Значительная роль в СУР ТС РФ принадлежит компонентам информационного и кадрового обеспечения. Пример схемы общей технологии автоматизированного анализа рисков и принятия решений представлена на рис. 16.7.
Отметим, что перечень управляющих решений ограничен формами таможенного контроля. Согласно схеме на рис. 16.1 каждая Форма таможенного контроля — это X Процедура анализа рисков и принятия решений в данном представлении может иметь два исхода: либо анализируемая входная ситуация отражена в каком-либо из существующих профилей риска (это устанавливается либо автоматически после программной обработки электронной копии ГТД, либо — вручную, по памяти инспектора), либо нет. Однако на этом этапе инспектор может обратиться к уточнению сведений, заявленных в ГТД, в соответствующие отделы таможни. В общем случае у должностного лица таможенного органа имеется возможность выбора той или иной меры по минимизации риска в соответствии с классификатором этих мер. Вообще же действия уполномоченных должностных лиц в этих ситуациях регламентированы документами.
Рис. 16.7. Схема автоматизированного анализа рисков при принятии решений
Инспектор, как и любое уполномоченное должностное лицо или структурная единица таможенного органа, может быть инициатором разработки нового профиля риска (проекта профиля риска). В этом случае действия должностных лип регламентируются положениями учебного пособия «Риски в управлении». Процесс разработки проекта профиля риска в профиль риска строго регламентирован.
Профили рисков имеют сложившуюся схему классификации, которая изображена на рис. 16.8.
Общероссийский профиль риска действует по всем таможенным органам России, региональный — в рамках РТУ, а зональный — в зоне деятельности таможни. Все профили имеют свое «время жизни». Самыми краткосрочными из них являются срочные профили риска. Эти профили оперативно доводят информацию должностным лицам о применении мер по минимизации риска к конкретной партии товара до завершения таможенного оформления.
Рис 16.8. Схеме классификации профилей рисков.
Продолжая тему классификации рисков, следует указать и на то, что существует еще один признак классификации, учитывающий способ представления и использования профилей. В соответствии с этим признаком имеются автоматические профили рисков, автоматизированные и неформализованные. Последние из них доводятся до таможенных органов на бумажном носителе. Автоматические риски доводятся до таможенных органов в электронном виде. Риски по ним выявляются программно без участия должностного лица Очевидно, что с улучшением информационного и программного обеспечения «вес» этих рисков будет возрастать. Что касается автоматизированных рисков, то они, как и автоматические, доводятся до таможенных органов в электронном виде. Однако область их действия шире: инспектор, помимо мер, выявленных программным путем, может использовать и другие, по своему усмотрению.
<< [1] ... [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] ... [136] >>
|