П.Н. Афонин. «Информационные таможенные технологии»
Администрирование АС «ПП». Функция администрирования реализует следующие механизмы:
• установка прав доступа пользователей к функциональным возможностям и информационным ресурсам АС «ПП»;
• хранение сведений о пользователях АС «ПП»;
• авторизация пользователей АС «ПП»;
• исключение несанкционированного доступа к АС «ПП» лиц, не имеющих соответствующих полномочий;
• обеспечение единой точки регистрации рабочих станций пользователей АС «ПП»;
• обеспечение единства настроек рабочих станций пользователей АС «ПП» уровня таможенного поста/пункта пропуска;
• обеспечение единой точки загрузки БД НСИ ЕАИС таможенных органов;
• просмотр XML-сообщений;
• просмотр лога сервера приложений (АС «Сервисы функциональной обработки»);
• просмотр журнала действий пользователей.
Функции администрирования соответствует предоставляемый набор доступных операций в административной части АС «ПП».
5.5. КОМПЛЕКСНЫЕ СРЕДСТВА АВТОМАТИЗАЦИИ СЕМЕЙСТВА «АИСТ»
5.5.1. АИСТ-РТ21
Переход управления и организации таможенного дела от многочисленных разрозненных программных средств к разработке и внедрению комплексных средств автоматизации таможенной деятельности позволяет значительно повысить эффективность использования информационного пространства, людских, финансовых и технических ресурсов. Примером такого комплексного средства автоматизации является АИСТ-РТ21 (рис. 56).
Гибкость системы АИСТ-РТ21 обеспечивает универсальный механизм рассылки правовой и справочной информации. Справочная информация, которая вводится в систему на верхнем уровне управления, на каждом промежуточном уровне конкретизируется и дополняется. Наконец информация опускается на уровень практической работы, решая конкретные задачи организаций. Именно таким путем ставки таможенных платежей, определяемые ФТС России, становятся рабочим инструментом инспектора таможни, осуществляющего фактическое оформление груза.
Рис. 56. Структурная схема применения комплексного средства автоматизации таможенной деятельности «АИСТ-РТ21»
В процессе практической работы накапливаются значительные объемы оперативной информации. Доступность этой информации для управляющих уровней является одним из факторов успешного планирования дальнейшей работы. Оперативная информация, например данные о регистрации участников ВЭД, поступает с подчиненного таможенного поста на таможню, где подвергается всестороннему контролю. Затем информация передается в региональное таможенное управление, где служит предметом учета и анализа деятельности поста и таможни. В то же время подчиненные уровни системы не имеют прямого доступа к оперативной и аналитической информации, собранной и структурированной на руководящих уровнях. Весь информационный обмен в рамках одного горизонтального уровня системы производится только через управляющий уровень.
Сегодня указанная система охватывает все стороны деятельности таможенного поста (рис. 56, 57). Важным в системе является возможность контроля руководством таможенного поста процесса осуществления таможенных операций и действия подчиненных должностных лиц.
Для пресечения возможной утечки информации в организации и предотвращения случаев злоупотребления служебным положением АИСТ-РТ21 предусматривает строгое распределение полномочий и прав пользователей. Система позволяет назначать и контролировать права как отдельных пользователей, так и пользовательских групп на выполнение конкретных служебных операций. Она регистрирует все действия пользователей, и эта информация сохраняется системой. Электронные протоколы работы пользователей в системе дают возможность осуществлять контроль за всеми действиями каждого исполнителя.
Помимо общего распределения полномочий среди должностных лиц организации система позволяет вводить оперативные запреты на выполнение тех или иных действий. Например, руководитель таможни на основе полученной им информации устанавливает ограничения на оформление груза при некоторых условиях. Такими условиями могут быть принадлежность товара к определенной категории, перевозка или декларирование груза определенной компании и др. И как только установленное ограничение срабатывает, система автоматически приостанавливает оформление, а исполнитель получает инструкцию незамедлительно обратиться к руководству, принимающему решение о дальнейшей судьбе груза.
Рис. 57. Основные информационные модели «АИСТ-РТ21»
Любая ведомственная информационная система должна быть хорошо защищена от нежелательных внешних воздействий или злонамеренных попыток проникновения. АИСТ-РТ21 гарантирует несколько уровней защиты:
• уровень операционной системы;
• уровень системы управления базами данных;
• защита рабочих мест пользователей;
• обеспечение механизма безопасности при взаимодействии со сторонними организациями.
Подключение внешних информационных комплексов к любому уровню системы осуществляется через специально выделенные коммуникационные серверы. Достаточно выработать взаимно удобные протоколы обмена информацией, и система становится дружелюбной и открытой в любых внешних контактах. При этом обеспечивается быстрый и эффективный информационный обмен в полном соответствии с заранее определенными протоколами.
В процессе прохождения таможенных платежей в реальном времени система поддерживает электронное взаимодействие декларанта с банком, используя подсистему «банк—клиент» и электронные чехлы и карты, обеспечивая оперативную и защищенную передачу платежной информации. Кроме того, она поддерживает электронное взаимодействие таможни с банком, обеспечивая передачу платежных поручений клиентов таможни, поручений на перечисление средств в бюджет и банковских выписок.
Применение средств электронной идентификации автомобильных перевозчиков приводит к усилению их правовой защищенности, предупреждению возможных при доставке товаров нарушений таможенных правил, ускорению процесса выпуска порожнего автотранспорта за границу, сокращению времени розыскных мероприятий при недоставке товаров.
Таким образом, система предназначена для унификации и ускорения процесса осуществления таможенных операций, повышения качества таможенного и таможенно-банковского контроля, ускорения поступления денежных средств в бюджет Российской Федерации, минимизации затрат таможенных органов на осуществление таможенных операций.
Таким образом, система АИСТ-РТ21 является не только системой автоматизации таможенной деятельности, но и универсальной системой, которая может быть использована и в государственных органах, и в корпорациях. Эффективное управление; строгий учет и контроль; гарантированная защищенность и абсолютная надежность; экономия людских, финансовых и технических ресурсов; гибкость и способность к расширению при очевидном удобстве и простоте в эксплуатации стали основными принципами построения данной системы.
Система АИСТ-РТ21 обеспечивает все основные технологические процессы таможни, приводя информационную составляющую работы таможенных органов к порядку и единообразию. В современном понимании роли информационных технологий это означает структуризацию работы организации в целом. Вся сложность и многообразие технологических процессов такой крупной организации, как таможня, все возможные нюансы законодательной базы должны быть продуманы, учтены и оптимизированы один раз — при постановке задачи и создании информационной системы. Благодаря использованию автоматизированной системы АИСТ-РТ21 в процессе практической работы «разночтений» в понимании законов уже не возникает.
АИСТ-РТ21 является распределенной системой, объединяющей таможенные органы любого ранга, потенциально размещенные на сколь угодно протяженной территории. Система обеспечивает защиту и безопасность ведомственной информации, связь таможни со сторонними организациями-декларантами, перевозчиками, складами, брокерами.
Несмотря на значительную территориальную удаленность таможенных органов — постов, таможен друг от друга, система АИСТ-РТ21 организует для всех без исключения подразделений работу в режиме «виртуального офиса», т. е. делает работу подчиненных органов полностью «прозрачной» для вышестоящих. Система АИСТ-РТ21 предоставляет руководству таможен и таможенных управлений возможность мониторинга в режиме реального времени хода оформления грузов, процесса контроля доставки товаров, перечисления средств в бюджет и других важных процессов. С другой стороны, по информационным каналам система обеспечивает подчиненные органы четкой, своевре-меннои и полной руководящей информацией, единообразной и однозначной нормативной и справочной информацией.
Система АИСТ-РТ21 формирует новый взгляд на исполнителя, таможенного инспектора. Система четко конкретизирует роль должностного лица любого уровня, от оформляющего инспектора до руководителя высокого ранга, одновременно ограничивая способы злоупотреблений и расширяя возможности принятия правильного решения. Предотвращение злоупотреблений обеспечивается путем однозначного определения должностных обязанностей, пределов компетенции, прав на выполнение операций, иными словами, гарантируется ролью в автоматизированной системе. Каждое действие пользователя в системе — от принятия решения о выпуске декларации до получения аналитической выборки по архивам, — в обязательном порядке протоколируется.
<< [1] ... [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] ... [66] >>
|