П.Н. Афонин. «Информационные таможенные технологии»
Понятие о хранилищах данных появилось в ЕАИС при построении ее первой очереди, развивалось при построении второй очереди и является магистральным направлением построения ее третьей очереди. Своей популярностью они, в первую очередь, обязаны строгой ориентации на конечного потребителя информационной продукции, а также тому факту, что практически не требуют от рядового пользователя таможенных органов освоения принципиально новых приемов работы с данными. На рис. 46, 47 представлена структура операционной информации, помещаемой в хранилище данных.
Временные характеристики показателей (динамический ряд), составляющих информационных хранилищ данных, сохраняются как основа таможенной статистики при трансформации на новую платформу третьей очереди ЕАИС. Необходимое дополнение к ним — СППР, позволяющие отбирать нужную информацию и получать быстрые ответы на сложные деловые вопросы. На рис. 47 представлена построенная на этих принципах схема ИРС «Доход».
Рис. 46. Структура операционной информации
Использование информационных хранилищ данных позволяет повысить качество обслуживания, а также число услуг, предоставляемых ЕАИС как таможенным органам, так и внешним неторговым организациям.
Рис. 47. Схема функционирования информационно-расчетной системы «Доход»
4.6.5. Особенности использования OLAP технологий при формировании таможенной статистики
Федеральная таможенная служба ежедневно получает информацию о том, что происходит на территории страны с точки зрения оформления товаров и получения соответствующих платежей, являясь единственным источником сведений о том, что же конкретно в Россию ввезено и что из нее вывезено. Сбор и подсчет статистики внешней торговли — государственная задача, которой ФТС занимается с 1991 г. В конце декабря 1991 г. вышел приказ «О начале опытной эксплуатации автоматизированной системы ведения таможенной статистики России». Этим документом утверждался альбом форм документов и отраслевой руководящий документ ОРД 001—91 «Временные методические рекомендации по технологии сбора, передачи и обработки информации». Уже с января 1993 г. ГНИВЦ приступил к опытной эксплуатации подсистемы ведения таможенной статистики внешней торговли России в полном объеме. Основная нагрузка, связанная с организацией опытной эксплуатации системы, легла на плечи должностных лиц производственных отделов ГНИВЦ и соответствующих подразделений (созданных в этот период) Региональных отделов ГНИВЦ, на базе которых созданы региональные пункты собора информации (РПСИ). В обеспечение деятельности РПСИ была создана ведомственная сеть передачи данных.
Основными функциями РПСИ являлись:
• сбор информации по таможенным органам в закрепленной зоне деятельности;
• ввод, контроль и корректировка информации;
• формирование файлов и передача информации в ГНИВЦ по каналам связи;
• создание и ведение региональной базы данных таможенной информации и НСИ;
• формирование и ведение региональной таможенной статистики;
• осуществление методического и функционального руководства по вопросам автоматизации таможенными органами в закрепленной зоне деятельности;
• внедрение и сопровождение программных средств, системно-техническое обслуживание средств вычислительной техники и т. п.
Создание региональных отделов (РО) ГНИВЦ позволило быстро и на высоком уровне решить очень сложную задачу — не только организовать сбор информации по всей стране, но и обеспечить переход на использование электронных копий таможенных документов. РО ГНИВД явились центрами автоматизации в регионах. Централизованное управление позволило избежать появления местнических интересов и организовать создание автоматизированных систем в регионах, построенных с использованием единых принципов.
В течение 1992—1993 гг. шла отработка технологии таможенного оформления грузов и создания электронных копий ТД, технологии сбора и передачи информации на бумажных носителях (с привлечением фельдъегерской службы), а электронных копий ТД и других таможенных документов — с использованием телекоммуникационных каналов связи. В 1993 г. был организован выпуск сигнальных экземпляров первых сборников по таможенной статистике внешней торговли России за первое полугодие 1993 г., а также за третий квартал 1993 г.
Приказ ГТК России от 17.12.1993 г. «О мерах по переходу на промышленную эксплуатацию автоматизированной подсистемы ведения таможенной статистики» № 535 стал отправной вехой в деле полномасштабного функционирования всей инфраструктуры подразделений автоматизации таможенных органов, РПСИ и ГНИВЦ в режиме промышленной эксплуатации первой подсистемы в составе ЕАИС.
Начиная с первого квартала 1994 г. ГНИВЦ в лице своих производственных подразделений, совместно с соответствующими подразделениями таможенных органов, приступил к регулярному формированию данных для публикации квартальных бюллетеней и годовых сборников таможенной статистики внешней торговли России.
На рис. 48 показана структура сбора, передачи и хранения информации для ведения таможенной статистики внешней торговли.
Декларации и иные сопроводительные документы подаются в отдел таможенного оформления и контроля таможенного поста или непосредственно таможни. Электронные образы деклараций заносятся во временную базу данных таможенного органа (БДТ) и проверяются. После этого по сети связи они передаются в РПСИ, функционирующий сегодня на базе вычислительного центра Информационно-технической службы (ИТС) РТУ. Кроме этого, из таможен в РПСИ периодически передаются различные формы статистической отчетности. Все это помещается в региональную базу данных (РЕД). Подразделения РТУ могут использовать данные РЕД своей деятельности. Полученные данные после дополнительной проверки, из РПСИ передаются в ГНИВЦ — в ЦБД. Статистические формы одновременно передаются в ФТС РФ.
Рис. 48. Укрупненная структура системы сбора информации
Соответствующим образом обработанные и сведенные по определенным методическим принципам данные по всей территории РФ используются для получения различных сводных статистических форм.
Выходная статистическая информация включается в отчетность: срочную, месячную, квартальную и годовую. Полученные отчетные формы передаются в органы государственного управления и используются таможенными органами (ФТС, РТУ и таможнями) для планирования и управления своей деятельностью.
Если в начале работы управление таможенной статистики ФТС рассчитывало все формы вручную, то сегодня специалисты уже занимаются разработкой методов повышения точности, способов формирования отчетности, а вся расчетная часть и работа с базами данных возложены на автоматизированную систему. Ежеквартально выпускается сборник статистики ФТС — 150—200 страниц с подробными таблицами по каждому региону, стране назначения, отправления, по всем кодам товаров.
Сегодня многие министерства пользуются статистической информацией, обработанной специализированной информационной системой ФТС. На основании этих сведений о том, что происходит в торговле, принимаются очень серьезные решения в Министерстве экономического развития РФ и Министерстве финансов. Статистика, которую ФТС отправляет в правительство, очень точна. Информационная система статистики ФТС создана на базе СУБД Oracle с применением средств OLAP, и в ней реализованы все новейшие достижения в области статистики — математико-экономические методы, методы выявления недостоверности данных, перекрестные ссылки, гиперкубы, зеркальная статистика и многое другое. На конференции Oracle в 2001 г. система получила признание как крупнейшая в Европе подобная разработка на базе технологий Oracle.
4.7. CASE-ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ТАМОЖЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
CASE-технология явилась ответом на ряд серьезных трудностей, возникших при разработке и эксплуатации компьютерных систем. Учитывая неудачу многих проектов, заказчики стремились получить хорошо проработанное обоснование проекта с тестированным программным обеспечением. Однако они не всегда предоставляли разработчикам необходимую информацию, справедливо относя ее к разряду коммерческой тайны, да и сама организация информационных потоков постоянно менялась по мере расширения деятельности предприятия. В результате осуществление проектов затягивалось, и созданные программно-аппаратные комплексы начинали работать в условиях, когда требования предприятия к ним изменялись.
Применялся и иной подход. Компьютерный комплекс разрабатывался и вводился в эксплуатацию в короткие сроки специализированной фирмой при полном взаимодействии с заказчиком. Это обеспечивало создание работоспособного комплекса, но из-за отсутствия необходимой документации, задержки с обучением персонала и многочисленных «недоделок», особенно в программном обеспечении, эксплуатация комплекса попадала полностью в зависимость от разработчиков и происходила в условиях постоянных сбоев и потребности в дополнительных затратах на переделки и усовершенствования.
Для выхода из сложившейся ситуации была разработана CASE-технология, поддерживающая проектирование, выбор технологии, архитектуры и написание программного обеспечения. CASE (Computed Aided Software Engineering) — система конструирования программ с помощью компьютера.
<< [1] ... [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] ... [66] >>
|