В.Г. Свинухов. «Таможенное дело»
Россия, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще.
По типам ставок таможенные пошлины классифицируются как:
1) постоянные — таможенный тариф, ставки которого единовре менно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;
2) переменные — таможенный тариф, ставки которого могут изме няться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы — довольно редкое явление, но используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.
По способу вычисления таможенные пошлины классифицируются как:
1) номинальные — тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они дают только самые общие представления об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт или экспорт;
2) эффективные — реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленный с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.
3. Уровень таможенного обложения. Тарифная эскалация
В подавляющем большинстве стран таможенные тарифы накладываются на импорт с целью повышения цены импортных товаров и защиты внутреннего рынка. С точки зрения международной экономики важным является не значение, которое приобретает тариф в каждом конкретном случае, а общий уровень таможенной защиты страны.
Примем следующие обозначения:
А — внутренняя цена единицы товара;
à — средняя внутренняя цена товара, которую необходимо поддерживать;
L — цена единицы товара, по которой товар импортируется;
Т1 — ставка специфического тарифа;
Т2 — ставка адвалорного тарифа;
Т3 — ставка комбинированного тарифа.
Внутренняя цена единицы товара после обложения специфическим тарифом составит просто сумму цены, по которой товар импортируется, и ставки тарифа:
А = L + T1,
т.е. специфическую ставку можно рассчитать как:
Т1 = A - L.
Ставку специфического тарифа всегда можно выразить в процентах от стоимости единицы товара, на импорт которого он накладывается, сделав тем самым его сопоставимым с адвалорным тарифом.
Внутренняя цена единицы импортного товара после обложения его адвалорным тарифом составит:
А = L + L • 72 = L (L + Т2),
или
Т2 = (A - L) / L.
Если предположить, что импорт всех товаров облагается таможенной пошлиной по единой ставке, последняя формула может считаться обобщенной формулой уровня таможенного обложения. Из нее видно, что уровень тарифа должен быть равен процентному повышению внутренней цены товара над ценой, по которой такой же товар импортируется из-за границы.
Комбинированный тариф способствует поддержанию постоянного уровня внутренних цен и представляется как разность между сред ней внутренней ценой единицы товара, уровень которой надо поддержать, и импортной ценой товара, которая может изменяться. Ставка комбинированного тарифа также может изменяться и поддерживать средний уровень внутренней цены неизменным:
Т3 = Ã — L.
Если учесть, что тарифные ставки во всех странах дифференцированы в зависимости от того, какие товары импортируются, особое значение приобретает определение не номинального уровня тарифной защиты, а эффективного, т.е. действительного.
Таможенные тарифы промышленно развитых стран строятся так, чтобы уровень налогообложения увеличивался одновременно с увеличением степени обработки товара. Например, если таможенная пошлина на импорт необработанного хлопка отсутствует, т.е. равна нулю, то для хлопчатобумажной пряжи она увеличивается до 7—9%, а для изделий может достигать уже 20%. Таким образом, производитель хлопчатобумажных изделий, покупая беспошлинно иностранный хлопок, получает фактический уровень таможенной защиты, намного превышающий номинальную величину таможенной пошлины. На практике эта величина тем больше, чем выше доля сырья, ввозимого беспошлинно или с минимальными пошлинами.
Роль таможенного тарифа в регулировании внешнеторговых товарных потоков определяется не только абсолютной величиной пошлины из отдельно взятого товара, но и соотношением ставок пошлин на товары, отличающиеся степенью переработки. Если в тарифе нет пошлины на сырье или она небольшая, то пошлина на готовое изделие, по существу, приходится на добавленную стоимость. В результате степень протекционизма фактически повышается.
Пример. Допустим, сырье ввозится беспошлинно, а на полуфабрикат из него установлена пошлина в 5%. Тогда импортер, закупивший этот полуфабрикат на 100 евро, уплачивает пошлину в 5 евро. Если стоимость сырья в данном полуфабрикате составляет 50 евро, т.е. половину, то указанная выше пошлина фактически относится лишь к добавленной стоимости в 50 евро. Последнее означает, что пошлина на рассматриваемый полуфабрикат достигает 10% (5 евро от 50 евро), или вдвое превышает ставку в тарифе.
На основании вышеизложенного можно сделать заключение, что уровень таможенного обложения сырья существенно влияет на конкурентоспособность соответствующего полуфабриката и конечного готового изделия. Снижение пошлин на менее обработанные товары в большей степени, чем на обработанные, ведет к усилению тарифной защиты соответствующих рынков готовых изделий. Наконец, чтобы увеличить таможенно-тарифный барьер, необязательно повышать ставку пошлины на данную обработанную продукцию — этого можно достичь и путем снижения пошлины на соответствующие полуфабрикат или сырье.
Таким образом, величина действительной ставки таможенной зашиты оказывается тем больше, чем выше разница между величинами пошлин на готовое изделие и сырье и чем большая доля сырья входит в готовое изделие. Уровень действительной (или эффективной) тарифной защиты (уровень эффективного протекционизма) может определяться по формуле, наиболее часто используемой в исследованиях ЮНКТАД:
<< [1] ... [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] ... [94] >>
|