О.В. Молчанова, М.В. Коган. «Таможенное дело»
Кроме того, в соответствии с ТК РФ при установлении порядка применения критериев достаточной переработки и для целей предоставления тарифных преференций Правительство РФ вправе определять условия применения правил непосредственной закупки и прямой отгрузки.
В соответствии с Соглашением стран СНГ от 12 апреля 1996 г. «О Правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций» товар рассматривается как непосредственно закупленный, если импортер приобрел его у субъекта предпринимательской деятельности, зарегистрированного в установленном порядке, в развивающейся стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим.
Прямой поставкой считается поставка товаров, транспортируемых из развивающейся страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, в страну, предоставившую тарифные преференции без провоза через территорию другого государства.
Правилу прямой поставки отвечают также товары, транспортируемые через территорию одной или нескольких стран вследствие географических, транспортных, технических или экономических причин, при условии, что товары в странах транзита, в том числе при их временном складировании на территории этих стран, находятся под таможенным контролем.
Факт происхождения товара из конкретной страны должен быть подтвержден в установленном ТК РФ порядке.
Статьями 34-36 ТК РФ предусмотрены несколько форм документов, подтверждающих страну происхождения товаров. Такими документами являются:
— декларация о происхождении товара;
— сертификат о происхождении товара.
Декларация о происхождении товара составляется
в произвольной форме. Причем ТК позволяет в качестве такой декларации использовать коммерческие или иные документы, имеющие отношение к перемещаемым через таможенную границу товарам и содержащие заявление изготовителя (продавца или экспортера) товаров о стране их происхождения.
Сертификат о происхождении товара предоставляется только в случаях, определяемых Правительством РФ. Существуют несколько форм сертификатов. Сертификат происхождения товаров формы «А» предоставляется в отношении товаров, ввозимых из стран-пользователей системой преференций РФ (стран дальнего зарубежья), и сертификат формы «СТ-1» — в отношении товаров, происходящих из стран СНГ.
Сертификат о происхождении товара должен однозначно свидетельствовать о том, что указанный товар происходит из соответствующей страны, и должен содержать следующие необходимые сведения о товаре, на который он выдан:
— наименование и адрес экспортера и импортера;
— наименование (описание) товара;
— средства транспортировки и маршрут следования;
— количество мест, характер упаковки, маркировку и нумерацию;
— вес брутто и нетто;
— номер счета-фактуры (инвойса).
Сертификат должен быть заверен компетентным национальным органом страны-экспортера.
Сертификат о происхождении товара представляется вместе с таможенной декларацией и другими документами при таможенном оформлении. При утрате сертификата принимается его официально заверенный дубликат.
Вместе с тем, не всегда требуется подтверждать страну происхождения товаров. Например, в соответствии с ТК РФ не требуется предоставление документа, подтверждающего страну происхождения товаров:
— в случаях заявления ввозимых в РФ товаров к таможенному режиму международного таможенного транзита или временного ввоза (с полным освобождением временно ввозимых товаров от уплаты таможенных платежей), при отсутствии признаков, указывающих на страну, товары которой запрещены к ввозу в РФ или транзиту через территорию РФ;
— если общая таможенная стоимость перемещаемых через таможенную границу товаров (отправленных одновременно, одним отправителем, одним способом и в адрес одного получателя) менее 20 ООО руб.;
— товары перемещаются через таможенную границу физическими лицами не для предпринимательской деятельности;
— в иных случаях, предусмотренных международными договорами РФ или законодательством РФ (например, при перемещении товаров дипломатическими, консульскими и иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств и организаций).
Также не требуется документального подтверждения страны происхождения товаров, если предоставление тарифных преференций не предусмотрено международными договорами РФ или законодательством РФ.
В случаях, когда законодательством предусмотрено предоставление тарифных преференций, но документы, подтверждающие страну происхождения товаров отсутствуют, таможенные пошлины взимаются по ставкам, применяемым к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим РНБ (наиболее благоприят-ствуемой нации (базовые ставки)).
Использование режима РНБ для какой-либо страны проистекает из заключенного с ней двухстороннего торгового договора (соглашения). Перечень таких стран обобщен в документах ГТК России (США, Канада, Япония, Китай, страны Европейского Союза и др., всего 129 стран).
Если работниками таможенных органов установлено, что страной происхождения товаров является страна, торгово-политические отношения с которой не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, то подлежат уплате таможенные пошлины (либо предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин) по базовым ставкам, увеличенным в два раза.
Однако даже если таможенная пошлина и была уплачена (либо по базовым ставкам, либо по базовым ставкам, увеличенным в два раза), возможен последующий возврат таможенными органами уплаченных сумм при одновременном соблюдении следующих условий:
— с момента принятия таможенным органом таможенной декларации не прошло одного года;
— заинтересованным лицом (декларантом) подтверждается страна происхождения товара.
Данный возврат таможенной пошлины получил в соответствии с п. 3 ст. 38 ТК РФ название «восстановления преференциального режима» или соответственно «восстановления режима наиболее благоприятствуемой нации».
<< [1] ... [24] [25] [26] [27] [28][ 29 ] [30] [31] [32] [33] [34] [35] ... [81] >>
|