В.В. Макрусев, В.А. Черных. «Управление таможенным делом»
• создание системы контроля деятельности государственных служащих со стороны институтов гражданского общества;
• упорядочение и конкретизация полномочий государственных служащих, которые должны быть закреплены в должностных регламентах;
• регламентация вопросов, касающихся повышения денежного содержания и оптимизации пенсионного обеспечения государственных служащих; совершенствование работы, направленной на приоритетное применение мер по предупреждению коррупции и борьбе с ней на государственной службе;
• совершенствование организационных и правовых механизмов профессиональной служебной деятельности государственных служащих в целях повышения качества государственных услуг, оказываемых государственными органами гражданам и организациям;
• внедрение эффективных технологий и современных методов кадровой работы, направленных на повышение профессиональной компетентности, мотивации государственных служащих и обеспечение условий для увеличения результативности их профессиональной служебной деятельности.
Таможенная служба как институт обладает следующими базовыми признаками:
• наличие общественно значимых статуса, задач и целей, выражающих конкретные социальные потребности;
• наличие материальной, финансовой и ресурсной базы для осуществления своей миссии — назначения;
• реализация в структуре и деятельности таможенной службы институциональных норм, которые не противоречат принятым институциональным стандартам и упорядочивают ролевые функции, права и обязанности персонала;
• устойчивость социальных связей и отношений в рамках социальной структуры общества.
Таможенная служба — это ведущий государственный институт, выполняющий комплекс значимых функций, связанных, прежде всего, с регулированием внешнеэкономической деятельности. Одновременно таможенная служба является и социально-экономическим институтом государства. Социально-экономический аспект в данном случае подразумевает систематически осуществляемое взаимодействие таможенных органов с внешними для них объектами, экономически заинтересованными в эффективности такого взаимодействия. Оба аспекта в достаточно полной мерс раскрываются уже в самом определении содержания таможенного регулирования, осуществляемого в пределах Таможенного союза Евразийского экономического сообщества (далее — таможенный союз).
Таможенное регулирование в Таможенном союзе — это правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выну-ском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.
Таможенная служба как социально-экономический институт имеет свою качественно отличимую, присущую ей, характерную институциональную структуру (рис. 7.7) и особые специфические черты (рис. 7.8).
Рис. 7.7. Институциональная структура таможенной службы (правовой и организационный аспекты)
Рис. 7.8. Специфические признаки таможенной службы как социально-экономического института государства
7.4. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ
Вопрос о системообразующих функциях таможенной службы как института носит как теоретический, так и практический характер. То или иное понимание функций государственной системы, а главное значимости, сущности и содержания этих функций руководством и сотрудниками таможенной службы, оказывает серьезное влияние на формирование и реализацию экономической и таможенной политики на всех уровнях управления.
Рассматривая возможные основания для классификации функций таможенной службы России как социально-экономического института можно выделить несколько групп функций (рис. 7.9):
• по сфере распространения (направленности оказываемого воздействия) — внутренние и внешние;
• по содержанию — регулятивная, культурная, интегративная, а также функции организации и самоорганизации (важно отметить, что организационная функция таможенной службы распространяется на саму таможенную службу, но целесообразно также подчеркнуть и внешний аспект данной проблемы — организационную роль таможенной службы как государственного института в обществе, в государстве в целом и в сфере внешнеэкономической и таможенной деятельности в частности);
• по временному периоду выполнения функции таможенной службы можно выделить постоянные и временные;
• по характеру деятельности — общие и специальные (функции таможенных органов закреплены в проекте закона «О таможенном регулировании», детализация каждой функции четко определена и прописана в положениях о конкретном подразделении системы таможенных органов России)
Необходимо отметить, что таможенная служба как федеральный орган исполнительной власти и социально-экономический институт государства осуществляет свою деятельность в соответствии с приоритетами государственной политики и стратегическими целями социально-экономического развития страны, поэтому сущность и содержание выполняемых ею функций должны соответствовать значимым для общества и государства стратегическим целям и изменяться в соответствии с динамикой институциональной среды.
<< [1] ... [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] ... [136] >>
|