ИСТОРИЯ
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

Из истории Российской Таможни

Многочисленные факты истории позволяют утверждать о 1000 периоде существования таможенного дела. Во всяком случае IX-X в.в. на Руси взимали мыт - пошлину за провоз товара через внешние или внутренние заставы, за аренду торговых площадей, за покровительство людям и т.п. Начало некоторые историки считают договор между Киевской Русью, первые таможенно-тарифные договоры 860 и 874 г.г. Договор 874 года заключен с соблюдением всех формальностей. В договоре 907 года изложены нормы, регулирующие взаимоотношения государств в области торговых и таможенных обрядностей (пошлина), далее 911 года, 944 года.

После разгрома Руси татаро-монголами в XIII веке таможенную политику проводили отдельные княжества (договор Смоленска с Ригой и Готским берегом - 1229 год) и др.

От тюрского слова тамга произошел глагол тамжить т.е. взыскивать пошлину тамгу. Место на рынке или ярмарки где тамжили товар, стало называться таможней. Служилый человек, бывший мытником, становился таможником или таможенником. Взимание пошлин переводилось на откуп (откупная система также была заимствована у монголов), передавалась князьями «откупным таможенникам»

Главным обстоятельством, определявшим развитие таможенной системы XV-XVI в.в. явилось формирование русского (Московского государства). В государстве постепенно складывается таможенное законодательство, совершенствуется правовые нормы, регулирующие продажу и перемещение товаров, ужесточаются финансовые сборы. Примерно с средины XVI века аппарат по сбору пошлин был централизован, а таможенное обложение было регламентировано. Таможенники ставятся под покровительство центральной власти.

В период царствования Алексея Михайловича Романова (1645—1676 г.г.) завершилось становление новых институтов Московского государства, получила дальнейшее развитие законодательная база, была подготовлена, а затем проведена таможенная реформа.

Предшественницей таможенной реформы явилось положение главы IX Соборного уложения (см. приложение), а в ней 20 статей о мытах, перевозах и мостах. Указанное положение сыграли важную роль таможенного законодательства и таможенного дела, и пожили начало его правовому обоснованию. В статьях впервые изложены права и обязанности таможенников (мытчиков, перевозчиков и мостовщиков) по осуществлению контроля за перевозом товаров, грузов и перемещением людей, а также нормы соблюдения правил установленных указанным документом. Выдающийся реформатор Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин, боярин и воевода, известный дипломат времен царствования Алексея Михайловича, покровительствовал торговле, считал ее залогом благосостояния самого государства, провел целый ряд новых статей регулировавших торговлю москвичей с иностранцами. По его инициативе 1667 году был подготовлен и издан «Новоторговый устав», который явился завершением первого таможенной реформы в Российском Государстве и который считается первым таможенным тарифом на Руси. Кроме статей, регулировавших положение торгово-промышленного класса и поднимавшего благосостояние, в новом торговом уставе проводились о необходимости поднятия благосостояния народных масс в интересах государства. Ордин-Нащокин был одним из первых политиков в Московском Государстве. Новоторговым уставом вводился порядок, согласно которому Западно-Европейским купцам запрещалась розничная торговля. Устав отменял целый ряд мелких пошлин (подужное, мыт, сотая, тридцатая, десятое, овальное, мостовое, гостиное и др.) они вошли в рублевую пошлину. Для облегчения торговых отношений с Западной Европой был в первые установлен заграничный денежный курс для России. В Новоторговом уставе подробно изложены правила и порядок досмотра товаров. В соответствии с Новоторговым уставом товары, предназначенные для внутреннего пользования, не подвергались оплате пошлины.

Первые мероприятия Петра I в области таможенного дела не отличались революционной новизной и последовательностью. Продолжалось расширение системы государственных торговых монополий, начало которого было положено его предшественниками. Одновременно с этим разрешался ввоз табака, сахара и некоторых других ранее запрещенных товаров. Таможенные пошлины продолжали взиматься согласно статьям Новоторгового устава 1667 года. Произошло временное увеличение числа внутренних платежей- были введены привальные и отвальные пошлины с речных судов, сборы за пользование торговыми площадями и пристанями и др. При этом таможенная политика в целом сохраняла прежнюю фискальную направленность .

Только 1723 году Петр I пришел к тому убеждению, что главной причиной отставания мануфактурного производства в стране была конкуренция иностранных изделий. Именно в это время был принят ряд правительственных решений резко протекционистской направленности (протекционизм-защита национальной промышленности и сельского хозяйства), в частности о наложении пошлин на импортируемые товары, производство которых в России было налажено. В таможенном тарифе 1724 года на товары, которые производились в достаточном количестве, была назначена 75% пошлина. Новизна тарифа 1724 года заключалась в том, что перечень привозных и отпускных товаров был составлен в алфавитной последовательности. Около половины из них было обложено адвалорными пошлинами (,,,,,,,,,,,,,,) остальные пошлинами с меры и массы, исчиленными в рублях и копейках. С принятием тарифа 1724 года резко сократился привоз иностранных товаров, оживились контрабандисты. Поэтому 1731 году был принят новый тариф, по сути отменивший покровительственную систему Петра I. Достаточно сказать, что пошлины на некоторые виды привозных товаров из чугуна и стали, на селитру, азотную кислоту, инструменты были снижены с 75% до 10%. В том же году С. Петербурге были объединены внутренние и портовые таможни.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  [17]  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27


Контактная информация: e-mail: [email protected]   
Все о таможне