П.Н. Афонин. «Информационные таможенные технологии»
Семантический аспект передает смысловое содержание информации и соотносит ее с ранее имевшейся информацией. Смысловые связи между словами или другими элементами языка отражает словарь — тезаурус.
Прагматический аспект отражает возможность достижения поставленной цели с учетом полученной информации.
Основной задачей информационных технологий является управление информацией внутри определенных систем, в частности таможенной системы.
Методологическую основу разработки информационных таможенных систем составляет системный подход, в соответствии с которым любая система представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов (элементов), функционирующих совместно для достижения общей цели.
Для системы характерно изменение состояний объектов, которое с течением времени происходит в результате взаимодействия объектов в различных процессах с внешней средой. В результате такого поведения системы важно соблюдение следующих принципов:
• эмерджентности, т. е. целостности системы на основе общей структуры, когда поведение отдельных объектов рассматривается с позиций функционирования всей системы;
• гомеостазиса, т. е. обеспечения устойчивого функционирования системы и достижения общей цели;
• адаптивности к изменениям внешней среды и управляемости посредством воздействия на элементы системы;
• обучаемости путем изменения структуры системы в соответствии с изменением целей системы.
Чтобы терминологически выделить традиционную технологию решения таможенных и управленческих задач, введем термин предметная технология, которая представляет собой последовательность технологических этапов по модификации первичной информации в результатную. Например, технология осуществления таможенных операций предполагает поступление первичной документации, которая трансформируется в форму таможенной декларации. Последняя, наряду с другими требуемыми в конкретном случае формами, изменяя состояние баз нормативно-справочной информации, вызывает движение денежных средств и приводит к изменению банковских счетов юридических лиц.
Информационные технологии отличаются по типу обрабатываемой информации (рис. 1), но могут объединяться в интегрированные технологии.
Классификация, представленная на рис. 1, в известной мере условна, поскольку большинство указанных информационных технологий позволяет поддерживать и другие виды информации. Так, в текстовых процессорах предусмотрена возможность выполнения примитивных расчетов, табличные процессоры могут обрабатывать не только цифровую, но и текстовую информацию, а также обладают встроенным аппаратом генерации графики. Однако каждая из этих технологий все-таки в большей мере акцентирована на обработку информации определенного вида.
Рис. 1. Классификация информационных технологий в зависимости от вида обрабатываемой информации
Очевидно, что модификация элементов, составляющих понятие информационных технологий, дает возможность образования огромного их количества в различных компьютерных средах. В этой связи возможна классификация на обеспечивающие информационные технологии и функциональные информационные технологии.
Обеспечивающие информационные технологии — технологии обработки информации, которые могут использоваться как инструментарий в различных предметных областях для решения различных задач. Информационные технологии обеспечивающего типа могут быть классифицированы относительно видов задач, на которые они ориентированы. Обеспечивающие технологии базируются на совершенно разных платформах, что обусловлено различием видов компьютеров и программных сред, поэтому при их объединении на основе предметной технологии возникает проблема системной интеграции. Она заключается в необходимости приведения различных информационных технологий к единому стандартному интерфейсу.
Функциональная информационная технология представляет собой такую модификацию обеспечивающих информационных технологий, при которой реализуется какая-либо из предметных технологий. Например, работа должностного лица отдела контроля доставки с использованием компьютера обязательно предполагает применение совокупности банковских технологий оценки внешнеэкономических контрактов, кредитных и срочных обязательств участника ВЭД, реализованных в какой-либо информационной технологии: СУБД, текстовом или табличном процессоре и т. д.
Классификация информационных технологий по типу пользовательского интерфейса (рис. 2) позволяет говорить о системном и прикладном интерфейсе. И если последний связан с реализацией некоторых функциональных информационных технологий, то системный интерфейс — это набор приемов взаимодействия с компьютером, который реализуется операционной системой или ее надстройкой. Современные операционные системы поддерживают командный, WIMP- и SILK-интерфейсы. В настоящее время поставлена проблема создания общественного интерфейса (social interface).
Командный интерфейс — самый простой. Он обеспечивает выдачу на экран системного приглашения для ввода команды. Например, в операционной системе MS-DOS приглашение выглядело как С:\>.
WIMP-интерфейс расшифровывается как Windows (окно) Image (образ) Menu (меню) Pointer (указатель). На экране высвечивается окно, содержащее образы программ и меню действий. Для выбора одного из них используется указатель.
Рис. 2. Классификация информационных технологий по виду пользовательского интерфейса
SILK-интерфейс расшифровывается — Spich (речь) Image (образ) Language (язык) Knowledge (знание). При использовании SILK-интерфейса на экране по речевой команде происходит перемещение от одних поисковых образов к другим по смысловым семантическим связям.
Общественный интерфейс будет включать в себя лучшие решения WIMP- и SILK-интерфейсов. Предполагается, что при использовании общественного интерфейса не нужно будет разбираться в меню. Экранные образы однозначно укажут дальнейший путь. Перемещение от одних поисковых образов к другим будет проходить по смысловым семантическим связям.
Большинство обеспечивающих и функциональных информационных технологий могут быть использованы должностным лицом таможенных органов без дополнительных посредников (программистов). При этом пользователь может влиять на последовательность применения тех или иных технологий. Таким образом, с точки зрения участия или неучастия пользователя в процессе выполнения функциональных информационных технологий все они могут быть разделены на пакетные и диалоговые.
Традиционно задачи, решаемые в пакетном режиме, характеризуются следующими свойствами:
• алгоритм решения задачи формализован, процесс ее решения не требует вмешательства человека;
• имеется большой объем входных и выходных данных, значительная часть которых хранится в электронном виде;
• регламентностью, т. е. задачи решаются с заданной периодичностью.
Диалоговый режим является не альтернативой пакетному, а его развитием. Если применение пакетного режима позволяет уменьшить вмешательство пользователя в процесс решения задачи, то диалоговый режим предполагает отсутствие жестко закрепленной последовательности операций обработки данных (если она не обусловлена предметной технологией).
Особое место занимают сетевые технологии, которые обеспечивают взаимодействие многих пользователей.
Информационные технологии различаются по степени их взаимодействия между собой. Они могут быть реализованы различными техническими средствами. При этом под информационно-техническими средствами подразумевают совокупность средств таможенного контроля, в том числе за делящимися радиоактивными материалами, технических средств таможенных расследований, средств вычислительной техники, средств связи, оргтехники, технических средств охраны, контрольно-измерительных приборов, лабораторного оборудования и вспомогательных технических средств.
Примечания
1. Федеральный закон от 27 июня 2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 27 июля 2010 г.) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
1.2. ИСТОРИЯ ВЗАИМОСВЯЗАННОГО РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННЫХ И КОМПЬЮТЕРНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Вплоть до XX в. в таможенном деле шло медленное накопление опыта по информационному обеспечению в управлении. История таможенного дела свидетельствует, что проблема сбора, накопления, обработки и использования различных сведений и данных стояла перед этой службой на всех этапах ее развития. В течение длительного времени основными механизмами ее решения были мозг, язык и зрение человека. Первое революционное изменение произошло в связи с появлением письменности, а потом и изобретением книгопечатания. Эти два этапа создали совершенно новую технологию сбора, обработки и распространения сообщений и данных, избавили людей от необходимости всецело полагаться на человеческую память. Так как в эпоху книгопечатания основным носителем информации стала бумага, технологию сбора, обработки и распространения информации стали называть «бумажной информатикой».
Основы информационной теории и техники были заложены Шиккардом, Паскалем, Лейбницем. Профессор Тюбингенского университета В. Шиккард в 1623 г. предложил аппарат, состоявший из суммирующего и множительного устройств. Машина Б. Паскаля, построенная в 1642 г., могла складывать и вычитать. А в 1673 г. немецкий математик и философ Г. Лейбниц представил в Парижскую академию вычислитель, выполнявший четыре действия арифметики.
<< [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] ... [66] >>
|