ИСТОРИЯ
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

Из истории Российской Таможни

Но и отказ от широкого применения таможенно-тарифного регулирования с переходом к системе лицензий требовал, тем не менее, введения вспомогательных регуляторов, в частности — таможенного обложения. Вызывалось это двумя основными причинами. Во-первых, лицензионная система в начале 20-х годов охватывала не весь внешнеторговый оборот — из нее были изъяты посылочный обмен и отчасти торговля с некоторыми восточными странами. Во — вторых, при калькуляции цен на товары приходилось учитывать наличие таможенных пошлин.

Кроме того, при последовавшем переходе в НЭПу восстанавливались многие утраченные функции таможенных органов. Это обусловливалось как расширением объема внешней торговли, так и представлением ряду государственных и хозяйственных организаций права самостоятельного выхода на мировой рынок. Отмеченные факторы настоятельно требовали восстановления таможенно — тарифного регулирования внешней торговли, введения соответствующего таможенного тарифа.

Первые советские таможенные тарифы были приняты в 1922 году: в феврале — по европейской привозной торговле, в июле — по европейской вывозной торговле. В их основу был положен довоенный русский таможенный тариф.

В связи с ускоренным развитием промышленности и заметным ростом объема внешней торговли появилась необходимость пересмотра тарифов 1922 года. В январе 1924 года был принят второй советский таможенный тариф, предусматривавший льготный режим для промышленных сырья, полуфабрикатов, оборудования и товаров, необходимых для интенсивного развития сельского хозяйства.

В соответствии с задачами и функциями таможенных учреждений в условиях перехода к НЭПу началось формирование многоступенчатой системы управления таможенным делом.

В феврале 1922 года при Совнаркоме РСФСР был учрежден Таможенно-тарифный комитет (ТТК), получивший следующие полномочия:

— проработка вопросов введения новых и изменения старых списков запрещенных товаров;
— решение вопросов, вносимых таможенным управлением, относительно применения тарифа к тем или иным товарам;
— рассмотрение жалоб на решения таможенного управления по вопросам применения тарифа.

подготовка заключений по всем проектам торговых договоров, конвенций и законов, касающихся вопросов таможенно-тарифного регулирования.

В марте 1922 года Совнарком утвердил Временное положение о местных таможеных учреждениях. В соответствии с ним Наркомат внешней торговли по согласованию с Наркоматом финансов определялся состав таможенных округов, а все таможенные учреждения подразделялись на таможни первого, второго, третьего разрядов и таможенные посты. В 1922 году было сформировано восемь таможенных округов: Петрозаводский, западный, Сибирский, Туркестанский, Семипалатинский, Южный, Украинский, Закавказский. В их состав вошли 134 таможни и 149 таможенных постов. Помимо таможенных округов создавались два таможенных участка — Петрозаводский и Крымский.

В декабре 1924 года был принят первый советский кодифицированный акт по таможенному делу — Таможенный устав СССР, включавший в себя 283 статьи в составе шести разделов. Его основой стал декрет Совнаркома от 12 ноября 1920года «О порядке приема, хранения, отпуска импортных и экспортных товаров». С введением в действие Таможенного устава законодательно закрепилась сложившаяся к этому времени структура таможенных органов. Ст. 1 Устава определяла : «Управление таможенным делом на всей территории СССР принадлежит Наркомату внешней торговли, который осуществляет свои задачи как в центре, так и на местах через входящее в его состав Главное таможенное управление и иные учреждения и состоящий при НКВТ Таможенно-тарифный комитет». В союзных республиках непосредственное наблюдение за деятельностью таможенных учреждений возлагалось Уставом на уполномоченных НКВТ при Совнаркомах. Руководство таможенными учреждениями на местах поручалось районным таможенным инспекторским управлениям во главе с районными таможенными инспекторами. На инспекторов возлагалось общее руководство деятельностью таможенных учреждений района и контроль за исполнением ими требований нормативных документов.

В целом Таможенный устав 1924 года предусматривал четырехзвенную структуру таможенных органов:

— Наркомат внешней торговли (НКВТ), Главное таможенное управление (ГТУ);
— уполномоченные НКВТ при Совнаркомах союзных республиках;
— районные таможенные инспекторские управления;
— таможни и таможенные посты.

В 1925 году были учреждены отделения ГТУ в Средней Азии, Закавказье, Белоруссии и на Украине. На территории СССР создавалось 11 таможенных районов. В них формировались районные таможенные инспекторские управления: Северо-Западное, Карельское, Белорусское, Читинское, Зайсанское, Благовещенское, Узбекское, Алма-Атинское, Туркменское, Северокавказское. Непосредственную работу по досмотру перемещаемого через границу имущества, документированию, взиманию пошлин, предотвращению контрабанды и нарушений таможенных правил выполняли таможни трех разрядов.

Таможни первого разряда создавались при железнодорожных станциях и в портах с большим грузооборотом. Таможни второго разряда — на шоссейных дорогах и в небольших речных и озерных портах. Таможни третьего разряда — на грунтовых дорогах. В отдаленных от таможен пунктах в качестве их филиалов при необходимости учреждались таможенные посты. При этом таможенные посты осуществляли пропуск через границу пассажиров с ручной кладью, багажа, международных почтовых отправлений. Таможни третьего разряда оформляли и контролировали ввозимые в страну и вывозимые из нее грузы, если это не требовало специальной технической экспертизы. Таможни первого и второго разрядов осуществляли все виды таможенного оформления и контроля.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  [22]  23  24  25  26  27


Контактная информация: e-mail: [email protected]   
Все о таможне