ИСТОРИЯ
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

Из истории Российской Таможни

В 1857 году был утвержден и новый таможенный устав, согласно которому все таможни в зависимости от объема совершаемых ими операций подразделялись на три класса. Устав 1857 года предъявлял особые требования к таможенным служащим. Начальниками таможенных округов, управляющими и членами таможен могли назначаться только те лица, которые имели уже выслугу лет по таможенной части, соответствующий опыт, а также были «в верности испытаны и доверия достойны). Кроме того, в уставе подчеркивалась самостоятельность таможенных учреждений: «Никакое начальство, ни гражданское ни военное не входит ни в какия непосредственныя распоряжения по таможенной части». Устав также запретил таможенным чиновникам требовать и принимать подарки в любой форме. В период с 1857 по 1868 г.г. отличался все тем же неуклонным стремлением к обновлению таможенной политики в духе проводившихся либеральных реформ. Продолжалось понижение ввозных пошлин по целому виду товаров. Главным мотивом понижения ввозных таможенных пошлин на сырьевой импорт были интересы железнодорожного строительства, машиностроения, текстильной промышленности, финансовой стабилизации, безопасности страны. Так в своем представлении в Госсовет 21 мая 1859 года Министр финансов А.М. Княжевич взывал к безотлагательной государственной поддержке «начавшегося у нас машиностроения, особенно важного не только для снабжения отечественной промышленности усовершенствованными орудиями и уменьшения отлива за границу денег на покупку машин и судов, но и для обеспечения самому государству возможности приобретать различные механизмы на русских заводах. В 1865 году состоялся очередной пересмотр тарифа. Изменения 1865 года были направлены на сокращение числа статей тарифа посредством соединения некоторых из них, на ликвидацию статей, приносивших казне незначительный доход, а также на общее понижение пошлинного обложения ввозимых товаров. В 1867 году была учреждена новая комиссия по председательством сенатора Г. Неболсина. Отправной точкой работы тарифной комиссии стала записка вице директора Департамента таможенных сборов (до1864г.-Департамента внешней торговли) Министерство финансов И.Н. Колесова, предложившего значительное понижение пошлин. Новый тариф был утвержден 3 июня 1868 года. Отвечая в целом принципом свободной торговли, он имел при этом ряд важных особенностей, Во-первых, понижение ввозимых пошлин затронуло в основном сырьевые и потребительские товары с целью поощрения их ввоза, противодействия контрабанде и увеличения таможенного дохода. Достаточно сказать что в первое пятилетие после 1868 г. Таможенный доход государства увеличился более чем на 50% в сравнении с предыдущим пятилетием.

С первыми признаками кризиса 1873 г., ухудшением платежного баланса и финансового состояния страны правительственная политика стала быстро отходить от либеральной доктрины. Либеральная политика была закономерна на этапе промышленного переворота и перехода от феодально-крепостнического во многом натурального хозяйства к рыночному, капиталистическому, индустриальному. В условиях же утверждавшегося полнокровного товарно-денежного хозяйства, когда страна не могла развиваться без собственной угольно-металлургической базы, либеральные начала в таможенной политике должны были уступить место протекционистским. К этому подводило и потребность в частных иностранных инвестициях производственного назначения. Их масштабное привлечение в Россию было невозможно без существенной корректировки прежнего курса. Наконец военно-политическая необходимость заставляла правительство оказывать поддержку отдельным отраслям и производством военно-стратегического значения. С воцарением в 1881 году Александра III, который был убежденным защитником национальной промышленности и во время своего правления решительно вводил систему таможенного покровительства, поворотом в таможенной политике Росси стал необратимым. В последующее десятилетие ставки тарифа пересматривались почти каждый год и всякий раз в сторону увеличения. При Министре финансов И.А. Вышнеградском (1887—1892г.г.) была осуществлена разработка нового таможенного тарифа. Представляя его проект в Госсовет, Вышнеградский подчеркивал: «Опыт указал на необходимость произвести целый ряд изменений в тарифе 1868 года с целью как фискальной, так и главнейшей покровительственной, а также для достижения более важного для нас международного торгового баланса». Официально провозглашались принципы таможенной политики России на обозримую перспективу первостепенная важность защиты промышленных интересов перед фискальным; равномерное покровительство всем нуждающимся отраслям промышленности. К участию в разработке нового тарифа привлекались ученые, специалисты во главе с Д.И. Менделеевым. Новый тариф признавался своего рода образцовым творением государственного попечительства о национальном труде в протекционистском направлении. Тариф был принят 11 июня 1981 года. Введение тарифа 1891 года с неизбежностью обострило проблему контрабандного ввоза. Именно поэтому в 1892 году был принят новый таможенный устав, обновивший соответствующий законодательство: были определены различные проявления контрабанды и соответствующие правовые санкции. Основная ответственность при этом возлагалась на владельца товара. Несостоятельным контрабандистам денежное взыскание могло быть заменено тюремным заключением. На западной сухопутной границе России в дополнении в дополнение к пограничной и таможенной страже создавалось специальная и «карчемная стража» из вооруженных стражников и объезчиков с целью пресечения контрабанды заграничных напитков посредством устройств засад, досмотра обозов, транспортов.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  [20]  21  22  23  24  25  26  27


Контактная информация: e-mail: [email protected]   
Все о таможне